Пятница, 25.05.2018, 06:15
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Новенский филиал Ивнянский историко-краеведческий музей

Публикации

Фурманова Г.С., заведующая Новенским филиалом МКУК «Ивнянский историко-краеведческий музей».

ИЗ ИСТОРИИ МИХАИЛО-АРХАНГЕЛЬСКОГО ХРАМА СЕЛА НОВЕНЬКОЕ

Очень часто храмы называют «небом на земле». Своей архитектурой храмы, как правило, прорывают привычные формы земных сооружений и устремляются ввысь. Храм – это Дом Божий, святое место, где человеческие души встречаются с Богом. В прежние времена храм был неотъемлемой частью почти каждого поселения, он строился на самом почетном, как правило, возвышенном месте, так, чтобы его можно было увидеть не только из любой точки поселения, но и задолго до въезда в населенный пункт. Сейчас нет особого различия между словами «деревня» и «село», для нас слово «село» звучит более привычно. А ведь до 1917 года деревней называли поселение, где не было храма.

У каждого храма, как у человека, есть свое имя. Как человек во время крещения получает имя, а с ним и небесного покровителя, так храм во время освящения получает имя и предстательство кого-то из небесных сил. Ангел – хранитель храма – одновременно является и небесным покровителем поселения, в котором находится храм. Есть такой храм и в с. Новенькое. В разных источниках он называется по- разному: «Свято – Михайловский храм», «Храм Архистратига Архангела Михаила», но официальное название одно - «Михаило – Архангельский храм».

С древних времен Архистратиг Михаил прославился на Руси своими чудесами заступничества за города русские. Михаил – значит «верный служитель Божий». Благодарная Русь воспела Архангела Михаила в церковных песнопениях и посвятила ему множество храмов. Изображение архангела Михаила есть в каждой церкви, и располагается на алтарных дверях. В нашем храме изображения архангелов находятся также в куполе, так как храм освящен в честь Небесных сил…

Престольный праздник храма – это праздник всего прихода, всего села. Таким праздником в нашем селе является Михайлов день, который православные отмечают 21 ноября по новому стилю. Вот что нам рассказали старожилы села: « Престол в нашем селе отмечается 21 ноября на Михайлов день. Готовились заранее, варили холодец, компот, пекли хлеб, ряженые пироги, варили каши гречневые или рисовые. С утра 21 ноября шли в церковь к обедне, а после приглашали к себе гостей или шли к кому-нибудь. Вечерами устраивали «пятачок», где были танцы, песни под гармошку».

Документальных архивных сведений о существовании православного храма в селе Верх – Мелового колодезя (сейчас с. Новенькое) до начала 19 вв. не выявлено (колодезь – так называется в Курской губернии и в большей части средней России небольшие естественные ручьи, родники; искусственные колодези, в отличие от этих текучих, именуются «копаными колодезями» или просто «копанями». Слово «колодезь» с прибавлением разных эпитетов, употребляется весьма часто в названии селений, расположенных при этих ручьях).Но учитывая архивные материалы XVIII века, где это поселение упоминается как село, можно предположить, что церковь в нем уже существовала. Это косвенно подтверждается устным преданием, сообщенным жительницей села Новенькое А.Е.Семеновой (1924 г.р.): «… В стародавние времена был в селе другой храм, деревянный, во имя Святой Троицы, он находился на месте старого кладбища, в глубине села, а потом сгорел при пожаре». «Но хотя располагался он в другом месте, и минуло с тех пор почти два столетия, новенцы и поныне помнят место, где стоял храм, и чтят свой прежний престол. Возле того места есть родник и сегодня называется Попов Колодец. На второй день праздника Троицы, в день Святого Духа, приходят в храм жители в старинной, хранящейся в прабабушкиных сундуках одежде и почитают этот день наравне с нынешним престолом – Михайловым днем».

Поэтому в 1823 году на средства прихожан было построено каменное здание храма, существующее и поныне. Храм находится в центре села Новенькое, на самой возвышенной её части. Рядом с ним находится сельское кладбище. Само здание храма со времён постройки практически не изменилось. Со временем были утрачены 2 крыльца, находящиеся перед входами с северной и южной стороны, по причине их разрушения. Информация о художниках производивших роспись стен и иконостаса – отсутствует. Старинные иконы также были утрачены, разворованы или сожжены в период коллективизации 1920-х – 1930-х годов. Сейчас частичной реконструкцией храма и реставрацией настенных росписей занимается свободный художник Швыдченко Сергей Геннадьевич, живущий при храме. Ему в этом помогают бывшие его ученицы, Елена Реутова 23 лет и Ирина Непомнящая 19 лет – жительницы с. Новенькое.


Высота храма вместе со шпилем составляет 18 метров. Площадь – 107,2 м.кв.: притвор – 18.00 м.кв.; трапезная – 25,60 м. кв.; общая часть – 47,8 м. кв.; алтарь – 15,8 м.кв. В статистическом издании «Списки населенных мест Российской империи», включающем сведения за 1862 год, записана статистическая информация о жителях села Верх Мелового Колодезя – общая численность населения равняется 1717 душ обоего пола, являющихся прихожанами храма. В издании «Сборник статистических сведений по Обоянскому уезду (Курской губернии)» за 1883 год значится: название селения – Верх Мелового Колодезя, тож Новенькое; разряд крестьян – государственные четвертные; общая численность надельных и безземельных мужчин и женщин всех возрастов, являющихся прихожанами храма, составляла 1569 человек. В это время по штатному расписанию Архангельской (Михайловской) церкви села Верх Мелового колодезя (с. Новенькое) служил 1 настоятель и 1 псаломщик.

В 1834 году при церкви была открыта церковно-приходская школа. Первым учителем был дьякон – Амос Петрович. Основными предметами были: славянский язык, арифметика и закон Божий. Учиться принимали только мальчиков, первоначальное их количество насчитывало 10 детей, в основном из зажиточных семей. Обучение было четырехлетнее. Впоследствии школа стала земская, двухкомплектная. Церковный причт в то время состоял из 1 священника, 1 дьякона,1 псаломщика. Священник – Арепьев Владимир Федосович, псаломщик – Фильшин Иван Петрович, дьякон - Десницкий Семен Павлович. В «Справочной книге о церквях, приходах и притчах Курской епархии за 1908 год» (Курск, 1909) дана уже более подробная информация о храме. В ней значится: Архангельская церковь – село Верх Меловой Колодезь (Новенькое тож), Обоянский уезд, благочинный округ – 5; каменная; год постройки – 1823; число престолов – 1; число душ в приходе 1347, при храме имеется двухкомплектная школа.

В послереволюционные 1920-е годы священником храма был местный уроженец о. Геронтий, впоследствии выехавший в Сумскую область. За годы Советской власти в нашем районе почти все храмы были разрушены. Из четырех уцелевших храмов два носят имя Архангела Михаила. Не потому ли наш храм выстоял в тяжелое время, что покрывает его своими белыми крылами столь могущественный защитник, в руке которого застыл готовый к обороне духовный меч? Но и прихожане, верные храму, Богу, не покинули храм в тяжелое время, защитили, отстояли и не дали разрушить. Происходило это так. В 1929 году, в ходе проведения хлебозаготовительной компании партийные районные власти приняли решение – приспособить храм под складское помещение – закрыть и хранить в нем колхозное зерно. И вот тут произошло неожиданное: село восстало. Мужчины и женщины, старики и дети - все вышли на защиту своей святыни. Районные уполномоченные представители уехали ни с чем. После этого местные жители стали выставлять дозорных на колокольне. Чуть завиднеется облако пыли со стороны Ивни - звонарь Илларион Иванисов ударял в набат, и село сбегалось к храму. Дьякон Петр Федоров закрыл церковь на замок. Однажды перед запертой дверью храма встала женщина с двенадцатью детьми. Один из прибывших представителей оттолкнул ее, выбив из рук матери младенца, который упал на крыльцо и покатился по ступеням. Толпа селян набросилась на незваных гостей с кулаками. Вскоре после этого случая районное начальство приехало поговорить по душам с местным населением. Следователь сел за стол и обратился к жителям: « Родные мои! Кто вас тут обидел? Расскажите, как все было - мы их накажем». И доверчивые жители, называя свои имена и фамилии, рассказывали, жаловались на новую власть… Этот представитель всех записывал. Той же ночью приехали в село несколько грузовиков и, прокатившись по улицам села, собрали всех защитников храма - более ста человек. Пострадали и виновники (участники происшедшего), и безвинные (не принимавшие участие в случившемся). «Провинившиеся» вместе с семьями были вывезены в неизвестном направлении. Некоторые вернулись, но судьба большинства из них осталась неизвестна. 

Из воспоминаний местных жителей о крестьянском восстании, происходившем в с. Новенькое с 30 октября по 4 ноября. «1929 год. Власти приняли решение закрыть храм. В село приехали уполномоченные и потребовали у священника ключи от храма. Но, вместо покорности, власти получили отпор: ударил звонарь Илларион в колокол, выбежали из дворов жители, бросили работу в полях и на фермах. Всех собрала к стенам храма страшная для села новость: «Закрывают храм!» С палками, вилами, кольями встали новенцы на защиту храма. Не раз и не два приезжали районные власти, чтобы выполнить свое решение – лишить людей веры в добро и справедливость. Не послушали людей, закрыли, но, слава Богу, не разрушили. С тех пор новенцев так и зовут «звонари». Звонкое, веселое имя». 

Из воспоминай Г.Е. Брусенского – 1908 г.р., комсомольского активиста. «…Осенью 1929 года Новенское кулачьё подняло восстание. Под звон колоколов они избивали сельских активистов… открыли церковь, растаскивали семенное зерно…» Из воспоминаний А.И.Осетровой – 1918 г.р., жительницы с. Новенькое. Это было осенью 1929 года… Церковь закрыли, священника забрали. Помощника священника послали за ключами, когда он шел, то заходил в каждую хату и говорил, что закрыли церковь. На церковной площади сразу собралось человек 200. Над селом раздался звон колоколов, люди стали собираться еще больше…». Из воспоминаний А.И. Голозубова 1918 г.р., уроженца с. Новенькое «Новенцев до сего времени дразнят «звонарями». Осенью 1929 года, днем раздался набат церковного колокола. Со всего села стали собираться люди. Говорили, кричали о том, что закрывают церковь, хотят засыпать зерном… На следующий день утром опять набат… Бабы пришли с кольями, актив села разбежался и попрятался. Набат раздавался с утра до вечера… На третий день прибыл взвод милиции. С ходу с криками «Ура!», с шашками наголо ринулись на скопление людей. Люди не разбежались, а выставили колья и милиция убралась…» Несколько дней проходило противостояние между жителями села Новенькое и руководством и активистами села. «…И каждый раз вокруг храма выстраивалось кольцо людей, от древних старцев до малышей и матерей с грудными детьми… Храм все-таки закрыли на несколько лет, сбросили колокола, но не посмели разрушить, как почти все храмы в районе».

Долгие годы церковь Михаила Архангела была закрыта. Лишь в 1942году во время оккупации села приняла своих прихожан и с той поры богослужение больше не прекращалось. Долгое время настоятелем нашей церкви был священник отец Никита Звягинцев. Только в советское время вышли из новенских « звонарей» пять священников.

Сейчас настоятелем Михайловского храма является протоиерей Лука Авксеньтьевич Захарчук. В нашем селе он служит больше 30 лет (с 23 октября 1980 г.). Родился отец Лука 23 октября 1955 года в селе Михайловка Саратского района Одесской области в семье священника. В 1973 году окончил Посад – Покровскую среднюю школу Березовского района Херсонской области. В 1979 году закончил Ленинградскую духовную семинарию. Женат. Матушка Марина Захарчук возглавляет церковный хор, ведет просветительную работу с детьми в церковно-приходской школе, знакомит школьников с основами православия, активно публикует в периодических издания статьи и стихотворения на духовные темы. Отец Лука имеет церковные награды: Набедренник – 1982 г., камилавка – 1985 г., наперсный крест – 1988 г., сан протоиерея – 1990 г., палица – 1997 г., крест с украшениями 2004 г., митра – 2010 г.

В 1991 год по заказу церковного совета, благодаря финансовой помощи местного колхоза, для храма Архангела Михаила в Воронеже были отлиты 6 колоколов. После торжественного освящения их подняли на колокольню, и теперь в праздничные дни, и в дни венчаний вокруг слышен их радостный звон. А один раз в год, в самый светлый день – праздник Пасхи – доступ к колоколам открыт всем желающим, и тогда нет отбоя от любопытной ребятни, желающей ударить в колокола. Ведь они потомки «звонарей».

Согласно постановлению главы администрации Белгородской области от 12 мая 1997 года № 229 «Свято-Михайловская церковь с интерьером» расположенная по адресу: Белгородская обл., Ивнянский р-он, с. Новенькое, является объектом культурного наследия и охраняется государством. Настали новые времена. Теперь власть не гонит, а поддерживает верующих, не разрушает, а строит храмы. У храма и прилегающего к нему кладбища новая ограда, на колокольне установлены новые колокола, которые зовут уже потомков тех «звонарей» к службе. И идут к своему храму по дорогам и тропкам прихожане, чтобы найти в святой молитве успокоение душе, обрести тихую радость в сердце своем. Не пустеет храм, не оскудевают крепкие семьи, живущие по-христиански. А значит, новенцы по праву продолжают нести звонкое имя: «звонари».

Источники и литература:

1. Архивная справка ГАБО. № Л-1964 от 24.08.2011 г.

2. Белгородские епархиальные ведомости.- №8, 2003 г.

3. Белгородские епархиальные ведомости.- №11, 2002 г.

4. Брусенский Г.Е. «Верхопенье двадцатых годов» (рукопись).

5. Голозубов А.И. В знаниях прошлого сила настоящего. - Орел, 1999, с. 9-10.

6. Захарчук М. Звонари // Белгородские Известия, №133, 2011, 27 июля.

7. Захарчук М. Звонари//Белгородские Епархиальные ведомости, 2006 г., №10

. 8. Летопись с. Новенькое (рукопись).

9. Летопись с. Верхопенье (рукопись).

10. Обмерочный чертёж реконструкции храма Архангела Михаила в с. Новенькое Ивнянского района

11. Осетрова А.И. Воспоминания // Архив НФ ИИКМ

12. Список населенных мест Российской империи (по сведениям 1862 г.). Вып. XX: Курская губерния. – СПб., 1868. – с. LXXIV.

13. Сборник статистических сведений по Обоянскому уезду (Курской губернии). – М., 1883. - с. 124.

14. Справочная книга о церквях, приходах и причтах Курской епархии за 1908 год. – Курск, 1909.

"СТРОИТЕЛЬСТВО ЛЕГЕНДАРНОЙ ДОРОГИ"

22 июня 1941 года Германия, нарушив пакт о ненападении, напала на СССР. Началась война, которая уже в первые недели была по справедливости названа Великой Отечественной войной. Невиданное ожесточение, массовый героизм народа на фронте и в тылу, колоссальные человеческие и материальные потери, высокий духовный подъем, влияющий на судьбу человечества, место, которое она занимает в исторической памяти россиян, сделали войну действительно Великой. Для нашего народа это была война против агрессора, за спасение Отечества от врага.....

Линия фронта нуждалась в поставке военной техники, снарядов, налаженном движении санитарных эшелонов. Военный совет Воронежского фронта обратился 7 июня 1943 года в Государственный Комитет Обороны с письмом, подписанным командующим Воронежским фронтом, генералом армии Ватутиным Н.Ф. и членом Военного совета Воронежского фронта генерал-лейтенантом Хрущевым Н.С., разрешить постройку железнодорожной линии Старый Оскол – Ржава, общей протяженностью 95 километров, включая и станционные пути....

От Ивнянского района первоначально было мобилизовано 707 человек, которые уже 16 – 17 июня двумя группами во главе со вторым секретарем райкома ВКП(б) Н.Ф. Фетисовым и вторым секретарем райкома Е.М. Азаровой были отправлены к отведенному участку стройки. Уже 1 июля число ивнянцев, задействованных на строительстве ж/дороги, составило 625 человек, а к 4 июля дополнительно отправлено 102 человека. Всего же на строительство было привлечено 25000 жителей тогдашней Курской губернии, в том числе 11 000 человек из районов нынешней Белгородчины. Помимо гражданских лиц, в строительстве участвовали железнодорожные и военно-инженерные части и подразделения из состава Воронежского фронта. Начальником строительства линии был назначен командир 10 –й ж/д бригады полковник А.Н. Ткачев.

Не остались в стороне и жители с. Новенькое. 34 человека, преимущественно 17 – 20 летние девчонки, которые не испугавшись непосильного даже многим мужчинам труда, невзгод, полуголодного проживания без всяких удобств, откликнулись сердцем на призыв Родины – «Всё для победы!»

Из воспоминаний Семеновой Анны Ефимовны 1924 года рождения, уроженки с. Новенькое, последним живым свидетелем того героического трудового подвига: «Земляные работы были очень тяжелыми, ведь строительство дороги велось вручную. Глинистую землю нужно было носить на носилках и насыпать в огромный холм, затем утрамбовывать. Кровавые мозоли не сходили с рук, но никто из нас не жаловался, все знали, что эта дорога нужна фронту. Нам помогали молодость, взаимопонимание, вера в победу. Устали твои руки – подруга рядом бралась за трамбовку. Носилки ломались под тяжестью груза, а мы ничего… терпели, пока новые сделают, уже ведрами да фартуками полнормы сделаем. Потом был свисток, и мы знали что у нас есть 3-5 минут, чтобы отлучиться по своим делам и опять за работу. И так по 12-14 часов в день. Спали прямо на земляном полу, на ветках. Рядом спала моя подруга, плакала и чесалась до крови. Тогда у нас почти у всех появились вши, потому что в одном маленьком ручейке, протекающем рядом не успевал оседать ил, чтобы можно было искупаться и постираться. Каждое утро бригадир нам приносил последнее новости о боях, проходящих в наших селах, мы «ревели» от страха за родных и близких, что вернемся назад и не увидим своего родного дома, а потом с ещё большем ожесточение принимались за работу.» .....

Использование новой железнодорожной магистрали дало возможность разгрузить направление Касторное – Курск, а Воронежскому фронту – иметь самостоятельную коммуникацию с выходом на шоссе Курск – Белгород, сыгравшую огромную роль в подготовке наших войск к наступлению на Белгородско-Харьковском направлении. И уже 5 августа 1943 года Москва салютовала в честь освобождения г. Белгорода. Строители легендарной железной дороги и не думали о том, что их дорога войдет отдельной и очень важной строкой в летопись войны. За трудовой героизм и мужество Президиум Верховного Совета СССР наградил 306 строителей орденами и медалями.

Сборник материалов областной научно-практической конференции от 3 апреля 2015 года. Гражданско-патриотическое воспитание подростков средствами музейной педагогики. Фурманова Г.С., заведующая Новенским филиалом МКУК «Ивнянский историко-краеведческий музей»

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач российского общества, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.Но патриотические чувства не возникают у людей сами по себе. Образовательная среда, образ жизни в семье, система воспитательной работы в школе, возможности социума - это все формирует патриотические чувства, поэтому сельские педагоги, культработники и музейные работники, библиотекари- объединены одним желанием сохранить и передать будущим поколениям, то богатое историческое и культурное наследие, что веками создавали наши предки. Краеведческая работа, позволяет сохранить традиции, обеспечить связь поколений, создает условия духовного, интеллектуального и культурного развития подрастающего поколения. Новенский филиал районного краеведческого музея создан в 2005 году. Направления деятельности музея: научно-фондовая работа(пополнение фондов новыми экспонатами, оформление документального сопровождения); научно-исследовательская работа (подробное изучение и описание экспонатов, работа в архивах района и области ,написание научных статей, исторических справок),экспозиционно-выставочная работа (создание тематических выставок для проведения экскурсий), научно-просветительная работа (подготовка и проведение музейных уроков, лекций, мероприятий на базе музейного фонда). За это время накоплен и систематизирован богатейший материал, он, несомненно, интересен людям разных поколений. Фонд музея на 1 января 2015 года составляет более 1300 экспонатов. В музейном зале размещены экспозиции посвященные крестьянскому быту конца XIX - начала XX века, истории сел поселения, периоду Великой Отечественной войны, материалы о боевом пути 219-й стрелковой дивизии, оборонявшей село в дни Курской битвы, проводятся тематические выставки приуроченные к общероссийским, областным, районным и местным датам. Ежегодно его посещают более 3 тысяч человек. Но как сделать так, чтобы музей не только «хранил» культурное наследие, но и обеспечивал активную деятельность детей в процессе приобщения к нему? Возможности музейной педагогики неисчерпаемы. Она дает возможность ребёнку прикоснуться и «войти» в мир прошлого путем непосредственного контакта с предметом этого периода времени, что позволяет представить целостную картину мира, позволят раскрыть и развить свои способности, помогает осознать себя неотъемлемой частью своего народа, гражданином и патриотом своей страны, именно она может представлять собой конструктивную альтернативу традиционной организации историко-краеведческого образовательного процесса в школе. У нашего родного села богатое историческое прошлое. А сколько у нас замечательных мастеровых людей, у которых поистине «золотые руки»: вышивальщиц, вязальщиц, портних, самобытных художников и поэтов. Их творческими работами, приходя в музей, любуются посетители. Период Великой Отечественной войны - еще одна страница героической истории с. Новенькое. В музее много интересных материалов этого периода: фотографии, документы, записи воспоминаний ветеранов о боевых и трудовых подвигов наших земляков, боевом пути 219 ИКСД. Связь с ветеранами 219 Идрицкой Стрелковой Краснознаменной дивизии, освобождавшими наше село в 1943 году, сохраняется до сих пор. Теперь стало ежегодной традицией, что 12 июля в с. Новенькое приезжают уже внуки тех ветеранов. В 1941 году,оставив свои семьи, на фронт ушли 346 мужчин, уходили на фронт целыми семьями: пять братьев из семьи Беликова Ивана Егоровича, из семьи Иванисова Егора Тихоновича из 8-ми человек, ушедших на фронт, вернулись двое… и так почти в каждой семье. С фронта вернулись только 83 человека, 10 наших односельчан погибли во время оккупации. Наша задача сохранить в памяти потомков имя каждого погибшего за Родину, приучить правнуков гордиться подвигами прадедов и дедов. В нашем селе родились и выросли 2 Героя Советского Союза: Петр Петрович Десницкий и Василий Иванович Тихонов. Защищая наше село, погиб Герой Советского Союза танкист Яков Трофимович Кобзарь. 8 июля 1943 года,в последнем своем бою, экипаж Кобзаря уничтожил 17 немецких танков. Захоронен Я.Т. Кобзарь на территории с. Новенькое. Имеем ли мы право рвать связь поколений? Нет! Недооценка, принижение ценности исторического и культурного наследия России, важности патриотического воспитания недопустимы сегодня. Поэтому в музее сформированы постоянные и формируются временные выставки, рассказывающие о людях, разных этапах истории с. Новенькое, экспозиции предметов жизни и быта разных периодов времени. У филиала налажены достаточно тесные контакты с сельским домом культуры, сельской и школьной библиотекой, Новенской среднеобразовательной школой, детским садом, ведь достижение целей патриотического воспитания обеспечивается путем плановой, непрерывной и согласованной деятельности. Например, совместно со школьной библиотекой была разработана учебно-тематическая экскурсия военно- патриотической направленности «Живи и помни!».В ходе экскурсии юные любители краеведения узнали много нового о событиях Великой Отечественной войны, посетили места боев, памятники и обелиски, побывали на мемориальном комплексе Федерального значения «Курская дуга». Привлекая к себе подростков и детей дошкольного возраста, мы стараемся использовать различные формы работы, создавать условия для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея (проведением музейные уроков и лекций, организацией встреч с интересными людьми, выставками и экскурсиями, музейными викторинами и игровыми праздниками). Огромные воспитательные и патриотические возможности краеведческого материала позволяют растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни родителей, односельчан, на событиях из истории своего села. С большим удовольствием школьники участвуют в проведении музейных мероприятий «Не забудем своих героев…», вечеров-встреч «Живут традиции в душе», «Мой род в Великой Отечественной войне». Сотрудниками музея разработаны циклы музейных уроков, которые способствуют формированию ценностных ориентаций у подростков. Тематика таких уроков достаточно широкая, например, «Красота своими руками», «Детство опаленное войной», «Памятники и память», «История народного костюма», «Особенности свадебного обряда с. Новенькое». Также перед нами стоит задача сохранения фонда уникальных краеведческих ресурсов на электронных носителях. Для достижения этой цели в работу музея внедрена и активно используется программа АС 3 «Музей», в которую вносится и выгружается в единый Гос. Каталог Министерства Культуры Российской Федерации вся информация о предметах музейного фонда. Вся эта трудоёмкая работа ведется для следующих поколений юных новенцев , которые только учатся ценить и уважать прошлое своей малой родины и проходят процесс становления достойными гражданами своей страны.